МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
Развитие и совершенствование самолетно-вертолетного парка (СВП), наземных автоматизированных систем и бортовых устройств, обусловленное повышением регулярности и снижением метеоминиму — мов для полетов ВС, усложняет условия их эксплуатации, что может привести к снижению надежности, а следовательно, и безопасности полетов.
Ускорение темпов развития технической оснащенности авиационной транспортной системы требует разработки и внедрения особых мероприятий по обеспечению безопасности полетов. Надежность авиационной техники — важный фактор безопасности. К основным методам обеспечения надежности относятся: установление ресурса; установление срока службы; использование высоконадежных узлов и агрегатов; резервирование.
Ресурс —• это наработка изделия в часах или циклах (число посадок и т. д.) до наступления предельного состояния. Различают гарантийный, назначенный и межремонтный ресурсы.
Гарантийным ресурсом определяется максимально допустимая наработка изделия, в течение которой изготовитель гарантирует работоспособность изделия при соблюдении установленных правил эксплуатации. Назначенный ресурс —• суммарная наработка объекта, при достижении которой эксплуатация должна быть прекращена независимо от его состояния. Межремонтный ресурс — наработка объекта между двумя последовательными ремонтами. Так, назначенный ресурс самолета Л-410 УВП составляет 20 000 ч, а межремонтный (до первого ремонта) — 4000 ч или 6000 посадок.
Установление сроков службы изделия предусматривает условия сохранения эксплуатационных свойств и надежности изделия при наличии запаса ресурса. Так, для указаного самолета Л-410 УВП установлен срок службы (до первого капитального ремонта) 5 лет, при условии невыработки установленного ресурса, т. е. наработка не превышает 4000 ч или 6000 посадок.
, Резервирование — это метод повышения надежности изделия путем введения резервных частей, являющихся избыточными по отношению к минимальной функциональной структуре.
Оно подразделяется на структурное, информационное, функциональное и нагрузочное. Структурное резервирование — это метод повышения надежности изделия, предусматривающий использование избыточных структурных элементов. К структурному резервированию относится резервирование каналов управления ВС, источников электропитания агрегатов и систем ВС. Информационное резервирование — метод повышенйя надежности системы или изделия, предусматривающий использование способности элементов. выполнять дополнительные функции.
Примерами функционального резервирования могут служить различные сочетания основных пилотажных и дублирующих приборов. Так, электрический указатель поворота ЭУП-53 на’самолете Як-18Т при отказе авиагоризонта покажет пилоту не только сторону разворота, но и значение кренов при соблюдении координации на развороте. Параметры горизонтального полета можно контролировать по значениям углов тангажа считываемых с авиагоризонта при отказе вариометра и т. д. Нагрузочное резервирование — метод повышения надежности изделия, •предусматривающий использование избыточности по его способности к восприятию нагрузок.
Так, правила летной эксплуатации самолета Л-410 УВП предписывают максимально допустимый режим работы двигателей, равный максимальному, взлетному: Л^взл = 515,2 кВт. В чрезвычайных условиях при отказе критического двигателя на «взлете на работоспособном двигателе можно исподьзовать чрезвычайный режим. При этом мощность двигателя увеличивается до 559,3 кВт,
Резервирование •систем приводит к подразделению элементов на основные и резервные. Основной элемент изделия —. минимально необходимый для обеспечения его работоспособности. Резервный элемент предназначен для обеспечения работоспособности изделия при отказе основного. Резервирование может быть однократным или, мноз? ркратцьщ. Под кратностью резервирования понимают отношение числа резервных элементов к числу резервируемых.
По способу резервирования различают: общее резецирование, при котором резерв предусматривается, на случай отказа системы или агрегата в целом; раздельное резервирование, на случай отказа отдельных, элементов системы; смешанное резервирование, при котором сочетают различные виды резервирования в одном изделии.
В зависимости от времени работы резервных элементов различают: постоянное резервирование, при котором резервные элементы работают наравне с основными; резервирование замещением, при котором! элементы резерва вступают в. работу только при отказе основных; ..скользящее резервирование, при» котором группа основных элементов изделия резервируется одним или несколькими резервными элементами, каждый из которых может заменить любой, основной элемент в данной группе.